Столичный Театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко показал на сцене ДК «Салют» свою самую масштабную сценическую постановку, историческую трагедию по бессмертному произведению А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Это был настоящий подарок - вход для всех желающих сделали бесплатным. Зал был полон.

«В этом спектакле трактовка образа царя Федора нетрадиционна, – говоритхудожественный руководитель и главный режиссер театра, заслуженный работник искусств РФ Михаил Щепенко, который сам взялся сыграть главную роль – царя. – Это не «слабоумный и безвольный государь», а высокая душа, страждущая под бременем возложенной на нее ответственности, переживающая трагедию несовпадения мира горнего и дольнего. Царь Федор все принимает в себя, всю вину Руси: и то, что было (кровавое правление Ивана Грозного – своего отца), и тяжесть грядущих «смутных времен», наступление которых он предчувствует». Спектакль в свое время стал лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. За роль царя Федора Михаил Щепенко получил звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале «Славянские театральные встречи».

Яркий, динамичный спектакль, изобилующий богатыми историческими образами, сочетающий в костюмах и сценографии классические театральные традиции и модерн, прошел на «ура»: три с лишним часа пролетели на одном дыхании. Надо сказать, то, что главную роль исполняет сам худрук, не доверив ее никому из своих ведущих актеров, - для данного театра случай беспрецедентный. И дело вовсе не в том, что остальные актеры для нее слабоваты: этот образ для Михаила Щепенко – сокровенный, он старается вложить в него свою жизненную позицию, свое понимание того, какими качествами должен быть наделен идеальный правитель России. Должен ли он быть деспотом, как полагают многие, или, напротив, проявлять демократизм? А может, и то, и другое неверно?

Вслед за своим великим родственником Львом Толстым, выдающийся русский драматург Алексей Толстой провозглашает свое понимание роли русского государства, которая состоит вовсе не в том, чтобы быть аппаратом насилия, а, напротив, этого насилия всячески избегать. Чем больше насилия, тем государство слабее, полагает Толстой. «Лишь добром побеждается зло», - писал Лев Толстой, и, как бы вторя ему, герой драмы царь Федор не хочет проливать ничью кровь, пытается всех помирить – однако эти усилия тщетны, поскольку вокруг слишком много противников такой философии «безвольного» царя. В результате - волна насилия и убийств, Смутное время и длительная Польско-литовская интервенция, разорившая Россию. В этом историческая драма государя и государства.

Кстати, не случайно спектакль был показан именно сейчас, накануне того, как наша страна отметит 300-летие окончания Смутного времени. Празднуя юбилей победы над Польско-литовскими захватчиками, важно осознать те ошибки и просчеты, которые привели к кровавым распрям.  

Страшный спектакль, где драма русского народа, предательство, зависть и месть проходят перед нами на разных уровнях – государственном и бытовом, - особенно жуток в тот момент, когда речь идет об убийстве ребенка, царевича Дмитрия. Свершение такой расправы – последний признак падения государства. Происходит это как-то незаметно, закулисно: мы лишь понимаем, что вот оно – произошло, и невинный младенец уже мертв. От этого куда страшнее, чем если бы на сцену выволокли настоящего ребенка и полили его клюквенным морсом. Минимумом изобразительных средств режиссер повествует о страшном так, что мы его не видим, но чувствуем до мороза по коже. Именно это ощущение ужаса дает нам возможность понять, что можно и должно ему противопоставить. Царь Федор Михаила Щепенко - Божий человек, несущий в себе идею всепрощения и любви. Именно поэтому он обречен – такой правитель в ТАКОЙ России не может иметь авторитета. Он не слаб, как может показаться на первый взгляд, а, наоборот, необыкновенно силен в своей непоколебимой преданности идеалам ненасилия, готовности прощать. Но и его обманут, и его вынудят подписать гадкие бумаги, которые обрекут на смерть невинных людей. Потому что, хоть он и Божий, но человек.

Означает ли это, что подобный праведный и великодушный правитель в принципе невозможен? Пока что - да. Спектакль абсолютно актуален. Но, уверена: Михаил Щепенко предвидит наступление лучших времен, когда у горнила власти окажутся люди, «стяжающие богатства не на Земле, а на Небе».

Театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко нередко называюттеатром православной идеи. «Русский театр имеет православную основу, - говорит по этому поводу сам Михаил Щепенко. - Постижение образа, чужой души может быть не только надеванием личины, но и отождествлением себя с ближним, умением понять чужую боль и простить, не осудить грешника. Это ли не христианские цели? Русский психологический театр в наибольшей степени наделен этими качествами. Убежден я также в том, что христианским театр должен быть не по теме, а по духу. Не нужно, мне кажется, излагать на сцене Библию: это почти неизбежно ведет к иллюстративности. А иллюстративность  – враг искусства. Нужно (всего-навсего!) любить ближнего и уметь переселять эту любовь в сердца зрителей. Это и есть божественная идея, Путь человеческий».

Наталья Лескова
(фото Андрей Афанасьев)

Источник: газета "Вечерняя Москва" (25 октября 2012)


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика