В наше время нередко можно услышать, что русские люди не знают свою историю, свои корни. И это, к сожалению, правда. Кто из нас, положа руку на сердце, может сказать, кем были наши предки? В лучшем случае вспомнят дедов и прадедов, а что было до того...

К пробелам в знании своей родословной можно прибавить и полное или частичное незнание истории государства российского. И здесь уместно вспомнить два мудрых и древних изречения: «без прошлого нет будущего» и «все в этом мире повторяется».

Движение «Россия Православная» решила внести свой посильный вклад в просвещение населения. В рамках второго фестиваля искусств под одноименным названием в зале Московского театра русской драмы «Камерная сцена» прошел спектакль «Царь Федор Иоаннович».

В зале царила уютная, почти домашняя обстановка, как вдруг погас свет, грянула тревожная музыка, и на сиене появился царь Федор в окружении свиты. Поразительно, как на такой небольшой сцене можно создать столь впечатляющее действие. Декорации представляли собой разнообразные геометрические фигуры, которые молниеносно выстраивались то в башни, то в ложе, в зависимости от того, что происходило на сцене. Поражали и богатые наряды двора русского царя. А сказать, что игра актеров была хорошей, значило бы не сказать ничего. Спектакль был великолепным, каждая мелочь продумана и незаурядно воплощена в действие.

Известно, что во время Федора Иоанновича, как и в правление любого другого царствующего лица, было немало предательства, заговоров, сосланных и невинноубиенных. А потому неудивительно, что на сиене время от времени появлялась тень смерти в белых одеждах. Ее костлявые руки с длинными перстами указывали на тех. кого она хотела забрать с собой в царствие мертвых.

Сочетание музыкальных и световых эффектов, незабываемая игра актеров, которых Господь Бог наградил прекрасными и мощными голосами, вызвали бурю зрительских аплодисментов. А коллектив театра был награжден дипломом за вклад в отечественную культуру от "России Православной".

Для тех же, кому не посчастливилось побывать на спектакле, хотелось бы предложить небольшой экскурс в историю, во времена царствия Федора Иоанновича.

В один из морозных зимних дней 1584 года явилась царю Ивану Грозному комета с крестообразным небесным знамением между церковью Иоанна Великого и Благовещения. Долго он смотрел на эту чудную картину и вдруг переменился в лине. "Вот знамение моей смерти". — сказал тот. кто верил в бессмертие, несмотря на предсказания: тот. кто был еще крепок телом и полон страстей, но иногда чувствовал непонятную болезненную томность. Волхвы, вывезенные из Молдавии, предрекли ему смерть через три дня. Он хоть и не поверил, а бояр созвал, объявив наследником престола и монархом слабого телом и духом царевича Федора. В назначен ныл день Иван Грозный принял ванную, позвал Бельского для игры в шашки, как вдруг упал и умер. Во дворце наступила тишина, никто не верил что тирана больше не стало. Но самое удивительное, что в народе поднялся крик, и началась сумятица. До сих пор непонятно, было ли это вызвано тем, что народ боялся нового правителя, или же он сожалел о кончине тирана. Вот уж правда «умом Россию не понять».

И как нередко бывает, на смену жестокому царствию приходит слабое. Наследник Иоанна не имел внушительной мужественной внешности предков, был небольшого роста, бледнолицым и слабым в ногах. Все его правление, если можно так сказать, проходило под бдительным оком Бориса Годунова, а потому эти два имени неразрывно связаны между собой. Что же собой представлял Борис Годунов. Это была, без сомнения сильная одаренная личность. И, вероятно, родись он царем, все сложилось бы совершенно иначе. Он был зятем Малюты Скуратова и братом царицы Ирины — жены Федора Иаонновича, который любовно называл ее Аринушкой.

Так вот, царь, боясь власти как огня вверил свою судьбу и судьбу Державы заботам бояр. Борис Годунов быстро перехватил инициативу, взяв все то, что он мог иметь от самодержавия: древний знатный сан Конюшего, титул Ближнего Великого Боярина, наместника двух царств, Казанского и Астраханского, и беспримерное богатство. Во внешней политике Борис следовал правилам лучших времен Иоанновых, сочетая благоразумие с решительностью.

Невиданное богатство, успехи в политике и бесконечное доверие царя — все, о чем мог мечтать верноподданный. Но в том-то и дело, что Борис Годунов не хотел быть просто подданным, его устремления были выше. А поскольку царь был слаб здоровьем и бездетным, рано или поздно должен был возникнуть вопрос — кто займет престол?

Первым претендентом был, безусловно, царевич Дмитрий, который жил в Угличе вместе с матерью. Долгое время, по приказу Бориса, на ребенка наговаривали, что он и глуп, и жесток. Но люди не верили в это. Тогда мальчика попытались отравить, но тоже безуспешно. Эта неудача не остановила Годунова, и он опять приказал своим людям уничтожить его: Царевичу Дмитрию перерезали горло, а всем объявили, что он в припадке падучей накололся на вилы.

Справившись с одним наследником престола, Борис добрался и до правнучки Ивана Великого Марии, вдовы единственного в истории короля Ливонского Магнуса, ведь она также могла претендовать на власть. Посулив ей жениха и богатство, он привез ее вместе с двухлетней дочкой в Россию, но вместо достатка предложил на выбор: монастырь или темницу.

Казалось, больше не осталось законных престолонаследников. Но тут у царя и царицы родилась дочь, которую назвали Феодосией, однако и она умерла через год. И в то время как Борис Годунов вздохнул с облегчением, царь Федор совсем ушел в себя. Этот человек, которого почитали святым, всю жизнь пытался помирить всех вокруг, он ходил из обители в обитель, молясь; благотворил нищим и духовенству, особенно греческим монахам. И всегда с ним была мудрая, добрая и преданная жена — царица Ирина.

А в конце 1597 года царь тяжело заболел, и все жители России откликнулись на это несчастье. В церквах с утра до вечера молились стар и мал, бояре и холопы — все просили у Господа Бога исцеления правителя — последнего царя Мономаховой крови. Через несколько дней царь скончался, завещав державу своей супруге, – случай в истории России беспримерный, когда бояре присягнули на верность царице. Она же, потрясенная утратой, удалилась в Новодевичий монастырь, приняв имя Александры.

А некоторое время спустя на престол взошел Борис Годунов, и началась эпоха нового царя. Но это уже совсем другая история. А наша история была прекрасно отражена в спектакле.

Ольга БОНДАРЕВА


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика