28 июня 2016, перед спектаклем "Сердце не камень", в театральный особнячок на Земляном Валу пришли гости - чтобы отведать ароматного чайку из самовара, похрустеть яблоками и поговорить о творчестве и жизни русского драматурга Александра Островского. Так случился первый вечер в рамках образовательного проекта Театра АртАнтракт – «Островское чаепитие»
Неспроста во времена молодости будущего «Шекспира Замоскворечья» Александра Островского Малый Театр получает звание «второго университета». Подчас самые главные истины мы познаём в сопереживании героям сцены и открываем в себе новые грани сердца именно в театре. Путём «второго университета» уже многие годы следует и Театр Русской Драмы, последовательно воплощая в жизнь мысль Гоголя о театре как «кафедре, с которой можно много добра сказать миру». И под конец сезона Театр предложил зрителям особый формат погружения в тему предстоящего спектакля…
Участниками «Островского чаепития» стали зрители самых разных возрастов и интересов. За русским купеческим самоваром собрались и школьники с родителями, и литературные гурманы, и писатели, и просто любопытные театралы. Скучать не пришлось никому, потому что АртАнтракт – это ни в коем случае не лекция, а живая встреча с гением, как с близким человеком, который оставил нам в память о себе более 50 пьес и сформировал национальный театральный репертуар. С человеком, который влюблялся в актрис, жил одной семьёй с труппой Малого театра, имел отличное чувство юмора и был верхом деликатности в каждом своём письме.
В совершенно неформальной дружеской обстановке, гости похрустывали яблоками, потому что, по словам режиссёра Сергея Женовача, именно яблоневый сад – это образ действия драматурга. И вместе вспоминая героев любимых произведений, пытались разобраться, почему именно Островский, при всём однообразии своей жизни и однородности пьес, совершил реформу русской сцены второй половины 19 века и по сей день остаётся в первых строчках театральных афиш?
Часа было несказанно мало, драматург едва успел приоткрыть первую половину своей жизни, как уже звала навстречу зрителей Вера Филипповна. Героиня поздней пьесы Островского «Сердце не камень» - женщина беспрецедентная в творчестве драматурга. Беспрецедентная, неузнаваемая как тип, и для общества того времени. Именно в этом режиссёр Михаил Щепенко видит причины неудачной сценической судьбы пьесы. И предлагает свой, принципиально отличный от постановок прошлых лет, путь к «Сердцу…»
Вдохновлённые неизвестными эпизодами и остроумными творческими находками из жизни Островского, гости интеллектуального чаепития отправились на спектакль. Обогащённые понимаем контекста эпохи Островского, теперь-то уж точно они смогут получить от спектакля удовольствие настоящих знатоков театрального искусства.